НОВОСТИ
/ КУЛЬТУРА
20.06.2012/
IV Международный конкурс «Молодой балет мира» посвящен 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Он открылся в Зимнем театре вечером хореографии выдающегося русского хореографа Михаила Фокина.
Михаил Михайлович Фокин был основным балетмейстером антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны». Это уникальное художественное явление имело огромный успех в Париже, и сегодня балеты Михаила Фокина возобновились на десятках мировых сцен.
Они включены в репертуар Краснодарского Театра балета Юрия Григоровича, представившего на торжественном открытии конкурса балетные спектакли: балет в одном действии – «Видение розы», композитор Карл-Мария фон Вебер, либретто Жана-Луи Водуайе; балет – пантомима в одном действии – «Карнавал», композитор Роберт Шуман, сценарий и хореография Михаила Фокина и балет в одном действии, двух картинах «Жар-птица», композитор Игорь Стравинский, сценарий и хореография Михаила Фокина.
Торжественный вечер открыл председатель жюри конкурса – народный артист СССР, Академик, постоянный хореограф Большого театра, художественный руководитель Театра балета Юрия Григоровича в Краснодаре – Юрий Григорович.
Он рассказал о том, как, в начале минувшего столетия парижская публика принимала балетные спектакли Михаила Фокина, о том, как по крупицам собирали информацию об их постановке, для того, чтобы вновь представить их широкой публике в редакции знаменитого хореографа. Рассказал о своих встречах с композитором Игорем Стравинским.
Необычайно благоговейно парижане воспринимали образ призрака розы в спектакле «Видение розы». Юноша, подаривший девушке красную розу на балу, является ей во сне. В раскрытое окно, будто с порывом ветра он как бы влетел к ней в комнату в облике цветка. И закружился, увлекая ее в романтический танец. Пронесшись мимолетной мечтой, он исчез, вылетев в окно.
«Когда то это великолепно делал знаменитый Вацлав Нижинский, отметил Юрий Григорович, то весь Париж рукоплескал ему. – И там, куда он приземлялся за этим окном, лепестки роз его костюма вырывали его почитатели».
Балет – пантомима в одном действии – «Карнавал» на музыку Шумана – это карнавальные сцены в которых появляются персонажи карнавала: неудачники, такие как Пьеро, и легкомысленные как Арлекино, Коламбино и т. д.
«Декорации оформлены по эскизам польского художника Льва Бакста, знаменитого художника который почти всегда оформлял первые Сезоны Дягилевских балетов, – подчеркнул Юрий Григорович.
– А оркестровку к известной пьесе Шумана специально для нашего театра сделал наш дирижер Александр Лавренюк, который и будет дирижировать сегодня оркестром. Это очень интересно. Это сочетание для инструмента и оркестра одновременно».
В основе сюжета балета «Жар-птица» – русские сказки. Их главные персонажи, а это «Жар-птица», «Царевна Прекрасная», «Кощей Бессмертный» и т.д. объединены в едином сюжете на музыку Игоря Стравинского
«К сожалению, музыка Стравинского мало исполнялась у нас в Союзе, отметил Юрий Григорович. – После революции Стравинский остался на Западе и много написал там интересных произведений. Когда я с ним встречался в Америке в 1966 г., он мне сказал, что вот те первые произведения, которые он сделал для «Русских сезонов», т. е. это были «Петрушка» и «Жар-птица» – это одни из самых любимых его балетов.
Завершился цикл «Русских балетов» – балетом «Весна священная», который вообще перевернул, я бы сказал страницу музыкальной культуры. Потому, что он открыл некие другие горизонты для музыки. Это был гений, конечно же. И вот этот балет мы решили возобновить.
И тогда по крупицам мы собирали, по пленкам, по рассказам очевидцев. Например, я очень хорошо был знаком с одной из исполнительниц этой роли Тамарой Тумановой, знаменитейшей русской балериной, которая много участвовала в балетах Михаила Фокина и вместе с ним репетировала этот самый балет. Выцеховский, танцовщик, который участвовал в этом спектакле.
Собственно я много встречался с людьми, которые с ним знакомы, и не только знакомы с Фокиным, но и исполняли под его руководством его произведения. И по пленкам, которые у нас были, которые зафиксировали, мы сделали эту, одну из последних редакций Михаила Михайловича.
Сочинская публика тепло приняла балетные спектакли хореографа Михаила Фокина представленные Краснодарским Театром балета Юрия Григоровича. Зрители аплодировали стоя.