НОВОСТИ
/ КУЛЬТУРА
25.02.2012/
Накануне спектакля состоялась пресс-конференция в которой приняли участие: художественный руководитель Театра, лауреат Государственных премий России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Римас Туминас, а так же актеры, занятые в спектакле: Заслуженная артистка России – Марина Есипенко (Баронесса Штраль), Мария Волкова (Нина), Народный артист России, лауреат Государственных премий России – Евгений Князев (Арбенин), Заслуженный артист России – Юрий Шлыков (Неизвестный), Леонид Бичевин (Князь Звездич).
Римас Туминас рассказал об истории создания спектакля, первая постановка которого (режиссер А.Тутышкин) состоялась 21 июня 1941 года, а ровно через месяц, 22 июля, здание театра было разрушено в результате бомбардировок Москвы. Часть актеров, занятых в спектакле погибла, часть ушла на фронт. «И этот вальс не звучал больше», - говорит Римас. Вальс, который специально был написан Арамом Хачатуряном, для этой постановки и посвященный Алле Казанской, исполнявшей роль Нины.
Спустя годы, знаменитый вальс в поэтической драме Михаила Лермонтова «Маскарад», постановку которой осуществил Римас Туминас зазвучал вновь на сцене Малого театра в Вильнюсе. А в настоящее время эта печальная комедия дель арте, в репертуаре театра Вахтангова.
В рамках V Зимнего фестиваля искусств в Сочи состоялся, как сказал режиссер Туминас, небольшой праздник: в Сочи спектакль сыгран вахтанговцами в 50 раз. Именно актеры этого театра позволили Римасу осуществить новую авторскую версию этой постановки.
«И наша была миссия то, что я сделал – форму сохранил, говорит Римас Туминас, – конструкцию сохранил, и она будет жить, она живая».
Римас Туминас:
История: 21 июня 1941 г. играли спектакль. На следующий день - война. И через месяц разбомбили театр – 22 июля. Первая бомба попала в Вахтанговский театр. Перепутали немцы здание – думали, что это ген. штаб. Погибло 6 человек. А потом спектакль так и не состоялся. Погибли, на фронт ушли, и этот спектакль так и не вернулся, и этот вальс не звучал больше. И наша была миссия то, что я сделал – форму сохранил, конструкцию сохранил, и она будет жить, она живая.
Юрий Шлыков:
Я снимаю шляпу перед теми людьми, которые сочинили, создали, затратили силы и средства на этот Международный фестиваль. И это очень важно: поездки на фестивали обмен по России. И те люди, которые затрачивали свою жизнь, интересы вот в эту работу, которая часто никому не видна – вот перед ними я снимаю шляпу.
Можно построить здание. Создать труппу, найти режиссеров - чрезвычайно сложно. Вот нам повезло, что у нас Римас Туминас несколько лет работает. Таких режиссеров – 5 на всю страну, а может и на весь мир. Во всяком случае, я так считаю. И это очень тяжелое дело – работать с талантливым человеком. Потому, что то, что вы увидите или может быть видели – не бытовые спектакли, не кабинетные спектакли. Это некое действо или мистерия. И вот работать в них изнутри намного сложнее, чем в любом бытовом спектакле. Помимо того, что ты должен что-то понимать, ты должен еще слышать каким-то внутренним слухом как у Пастернака: «Далекий отголосок хора мне слышать, иногда дано».
Я горжусь, что Римас у нас работает. Прийти режиссеру из другого города, из другой страны, от другой труппы которую сам воспитал, прийти в эту среду – это большое мужество. Не поломав не того, и сохранив себя. Это очень сложный процесс. И то, что он вот так сложился, я просто очень рад.
Евгений Князев:
«Какой замечательный спектакль, вот бы сыграть в этом спектакле, но это из далекой Литвы спектакль, и у нас никогда не будет», – думал я, сидя в зрительном зале. Проходит каких-то 15 лет. Приезжает Римас в Москву и предлагает роль, о которой я тогда мечтал сыграть.