|
ГЛАВНАЯ
/ ОБЩЕСТВО
РИА ParkInfo // 30.12.2012
10 декабря 2012 года исполнилось 175 лет со дня рождения Сергея Худекова, основателя Сочинского парка «Дендрарий». В этом же году исполнилось 135 лет со дня постановки балета Людвига Минкуса «Баядерка», либретто к которому написал Сергей Худеков в содружестве с Мариусом Петипа, и 120 лет со дня основания Сочинского Дендрария.
В Сочи, где виды основанного Сергеем Худековым дендропарка, виды которого уже на протяжении более чем столетие, являются визитной карточкой курорта, прошли многочисленные события, приуроченные к этим датам.
В Зале органной и камерной музыки прошел вечер памяти, посвященный жизни и деятельности Худекова. В нем приняли участие представители городской общественности, балетные критики, родственники Сергея Худекова и композитора Людвига Минкуса.
В течение 2-х дней в Зимнем театре прошли научные чтения, посвященные наследию Худекова.
Александр Геннадьевич Колесников – театральный критик, кандидат искусствоведения, координатор юбилейной акции «С.Н. Худеков – личность созидателя», член Оргкомитета Международного конкурса «Молодой балет мира»:
– Личность созидателя, личность, которая не просто соединяла в себе – идеализм, очень редкий для делового человека, и именно эта деловая струнка – практицизм позволил его великие идеи воплотить. Человек, который не останавливался на пустом мечтании. Все, что он задумывал – так или иначе, сбывалось.
Он прожил очень долгую жизнь – 91 год. Он издал четырехтомник – огромный труд по истории танца, он был либреттистом и соавтором великого русского балетмейстера Петипа, он был издателем газеты, сделав ее одной из самых доходных и самых популярных трибун своего времени. Родившись в пушкинскую эпоху, он воспитался в послепушкинскую, и дожил до чеховских времен. С Чеховым его связывали очень дружеские отношения. Это было не случайно и откликалось в творчестве обоих.
Судьба Худекова, притом, что он был человеком многосторонних талантов, его судьба еще счастлива тем, что он уже при жизни мог увидеть плоды своих трудов.
Удивительно в судьбе Худекова то, что и за пределами его земной жизни, его деяния продолжаются. И вот мы, уже люди совершенно другого времени, пользуемся в течение долгих и долгих лет плодами творчества и плодами деяний, гражданских поступков Сергея Николаевича.
Настал момент нового возрождения имени Худекова к жизни. Мы вплотную подошли к определению той его роли, которую он и должен занимать в нашей культуре.
Первые научные чтения – это первая попытка, но мы учитываем глубину и огромный ресурс этой личности.
Елена Геннадьевна Федоренко – театральный критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела музыкальных театров газеты «Культура»:
– Это личность абсолютно ренессансного охвата. И если проследить то, с чего он начинал, и что он сделал, мне кажется, что здесь еще такой простор для каких-то аналитических выводов и изысканий.
Например, «Петербургская газета»: он взял умирающее издание, и сделал его самым популярным изданием Петербурга. Он стал и главным редактором и его единственным владельцем. Его кодекс, с которого он начинал, встречая каждого журналиста – это оперативность, краткость и достоверность – черное не изображать белым.
Сочинский Художественный музей представил экспозицию, посвященную жизни и деятельности Худекова. Кроме того, посетителям музея впервые была представлена выставка театральных балетных костюмов из Музея Большого и Мариинского театров.
Дмитрий Ивановича Кривошапка – сочинский краевед:
– «История танцев» всех времен и народов. Его идея была колоссальна. Сергей Николаевич Худеков, всю жизнь собирал эти уникальные экспонаты.
Первые три тома вышли в свет большим тиражом в собственной типографии. Их знают все, кто соприкоснулся с балетным искусством. Эти книги известны. Четвертый том, к сожалению погиб. Весь тираж во время пожара в Санкт-Петербурге во время революции. И осталось только три сигнальных экземпляра, один из которых сохранил Юрий Слонимский. Благодаря этому экземпляру появилась дальнейшая перепечатка 4 тома. А вот 5 и 6 тома не увидели свет, потому что рукописи почти все погибли от того же пожара, и осталось только около 40 листов отдельно взятого 6 тома, который хранится в российском государственном архиве. Доступ к ним очень ограничен.
Дендролог, экскурсовод парка Дендрарий Людмила Тарасова:
– Известный журналист, публицист, владелец петербургской библиотеки Сергей Николаевич Худеков создал в нашем городе уникальный парк. Он мечтал, иметь виллу около моря, но не на юге Франции или Италии, а здесь в России.
В конце 19 в. Худеков покупает участок земли на горе Лысая (50 десятин) колхидского типа. Раскорчевывает лес и закладывает великолепный парк, который и по сей день радует нас местных жителей и гостей курорта.
Растения он выписывает из лучших питомников Франции, Италии, Германии, доставляя их сюда, на наш сочинский берег моря, которые грузили на телеги в огромных ящиках и коробах для закладки парка.
Многие уголки парка Дендрарий, по сей день радующие нас экскурсоводов и гостей нашего парка, вызывающие восторг и умиление, Сергей Николаевич придумал лично сам, а некоторые возможно подсмотрел в Монте-Карло, на берегу Ниццы и других курортах.
Работы в парке были завершены в 1892 г. и на тот момент коллекция насчитывала более 400 видов удивительных растений.
В рамках юбилейных мероприятий на сцене Зимнего театра артисты Театра балета Юрия Григоровича исполнили легендарный балет «Баядерка».
Максов Александр Игоревич – театральный критик:
– Балет «Баядерка», пожалуй, самый величественный духовный мемориал Минкусу, и конечно же – Худекову.
Шедевр, Потому, что когда 32 танцовщицы спускаются с заоблачных вершин Гималаев, возникает удивительное ощущение, что и зрители попадают в нирвану.
Баядерка – танцовщица ритуальная при индусском храме. Она отвергает ухаживания Великого брамина. Но не потому, что дала клятву безбрачия, а потому, что любит храброго воина Солора. Никия любима им, и верит священным клятвам Солора, данному ей над пламенем священного огня. Но, Солор, предназначен в мужья дочери раджи – Гамзатти. О запретной любви Никии и Солора, узнают власть имущие. Они решают погубить Никию.
На свадебном торжестве, Никии, которая должна исполнить ритуальный танец на свадьбе соперницы, преподносят корзину цветов. В этой корзине спрятана змея, которая в самый кульминационный момент танца, жалит ее. Никия отказывается от противоядия предложенного брамином и гибнет.
Солор безутешен. В его мечтах снова видится Никия. Он видит себя рядом с Никией в нирване потустороннего мира. Но реальность еще более трагична, устремляясь к Никии, Солор гибнет под обломками храма. Так Боги наказывают клятвопреступника.
Балет «Баядерка» самый старый из балетов Петипа, дошедших до нас. В этом балете 78-летний маэстро, прощается со своими романтическими иллюзиями, прощается с излюбленной им мелодрамой. Но, сам того не зная, он оставляет своим потомкам и нам всем, удивительное откровение, прозрение о тайне жизни, святости любви и вечности искусства.
Балет имеет долгую историю, на протяжении которой, испытала множество трансформаций (редакций).
Как удивительно: постановка современного художника, чувствующего веяние времени – Юрия Григоровича, проходит как бы на одном дыхании.
Юрий Николаевич сочиняет свои необходимые танцы. Он делает спектакль настолько сквозным, добавляет танец Гамзатти, добавляет какие то сцены. Спектакль приобретает удивительно завершенное художественное качество. Что и говорить, шедевр – он притягивает к себе гениев следующих поколений. И сегодня «Баядерка» сверкает своими новыми гранями гения.
Потомки Сергея Худекова отметили, что с раннего детства изучали жизнь своего выдающегося родственника по рассказам близких, рисункам, фотографиям и стихам, хранящимся в домашнем архиве. Но здесь в Сочи, узнали очень много нового и интересного, встречаясь с людьми, изучающими наследие Сергея Николаевича, а так же выразили огромную благодарность организаторам цикла мероприятий приуроченным к знаменательным датам.
|